Долгосрочные эффекты ограничения калорий или ограничения белка на концентрацию IGF-1.
Перечитывал тут детали одного широко цитируемого в научной литературе исследования, в котором авторы, авторитетные ученые в области биологии старения, изучали эффекты долговременного ограничения калорий у человека, пытаясь найти аналогии с доказанным явлением замедления процессов старения у грызунов на низкокалорийной диете.
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2673798/
Начну с предыстории, а потом уже станет ясно, какое отношение статья имеет к СЕ.
То, что ограничение потребления калорий замедляет старение и увеличивает продолжительность жизни различных модельных организмов, в научном мире стало широко известно в 30-е годы прошлого века благодаря опытам МакКея. В течение многих лет результаты экспериментов по CR (Calorie restriction – ограничение калорий) с успехом воспроизводились во многих лабораториях мира (включая СССР). Но проблема в том, что опыты были поставлены на короткоживущих организмах, а будет ли достигнут подобный результат у людей, чья ПЖ исчислется десятками лет, оставалось (и остается) загадкой (хотя ученые делают подкрепленные научными данными предположения).
Конечно, что касается человека, по понятным причинам в настоящее время нельзя получить данные с отвечающего всем позициям доказательной медицины научного эксперимента. Однако ученым известны предикторы, маркеры долголетия – те изменения, которые наблюдаются у подвергнутых CR животных и с большой долей вероятности свидетельствуют о долговечности организма, причем даже если он не находится в режиме CR. Среди них – уровень глюкозы натощак, инсулина, триглицеридов, медиаторов воспаления, температура тела и пр.
В течение первого года эксперимента добровольцы были поделены на три группы: ограничения калорий на 20% от базового уровня, группу физ. упражнений, посредством которых достигается аналогичный 20% энергетический дефицит при неизменном питании и группу людей просто придерживающихся здоровой диеты. По истечение года у добровольцев наблюдались позитивные изменения, которые и хотели увидеть ученые: улучшилась чувствительность к инсулину, толерантность к глюкозе, снизились маркеры воспаления. Но – увы и ах!!! – уровень инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF-1) практически не претерпел изменений, а ведь именно с изменениями в оси гормон роста – IGF-1 многие ученые как раз и связывали эффект CR. Этот гормон нам нужен на этапе роста, ускоряя пролиферацию клеток и рост организма, в дальнейшем его высокие уровни вызывают уже “перезревание” (старение) и раковые мутации. Ученые продолжили исследования, чтобы докопаться до причин такого несоотвествия.
На втором этапе исследования ученые провели комплексный сравнительный анализ лабораторных показателей у членов Общества ограничения калорий, веганов и людей на типичной вестерн-диете. В группе веганов было 28 человек, причем 21 из них были вега-сыроедами!!!
twenty-one of the volunteers in group 2 were eating only unprocessed and uncooked plant-derived foods. |
А теперь смотрим результаты. Как, видно в группе №2 (первый столбец – low protein) самые низкие показатели IGF-1. При этом показатели инсулина и C-реактивного белка почти такие же низкие, как и в группе ограничивающих калории.
Both serum IGF-1 concentration and IGF-1 : IGFBP-3 ratio were significantly lower in the moderately PR diet group than in the severe CR diet group, whereas fasting insulin and C-reactive protein were similarly low in the moderately low-protein vegan and CR groups |
Разгадка оказалось вот в чем: низкокалорийщики, несмотря на здоровое питание, ели слишком много белка (24% энергоценности рациона), в то время как у вега-сыроедов потребление полностью соотвествовало нормам ВОЗ в 0,75 г. на кг. массы. Оно не было непривычно маленьким, а просто соответствовало подстраховочно-завышенным нормам!!! В это же время подавляющее большинство населения западных стран хронически перепотребляет белок !!!
This is important because the median protein requirement of the healthy adult population is 0.65 g kg−1 per day and the reference daily intake (97.5th percentile) is 0.83 g kg−1 of body weight per day (Rand et al., 2003) that is close to the protein intake of our vegan group in this study. In contrast, half of the US males are eating 40% or more protein (≥ 1.34 g kg−1 per day) than the reference daily intake |
Вот табличка потребления макронутриентов участниками:
Тут же отметим, что сыроеды вдобавок оказались еще и умеренными малоедами (1980 ккал), хотя ели без ограничений, не ставя специальной цели как-то ограничить калораж.
Вывод из статьи:
These findings demonstrate that, unlike in rodents, long-term severe CR does not reduce serum IGF-1 concentration and IGF-1 : IGFBP-3 ratio in humans. In addition, our data provide evidence that protein intake is a key determinant of circulating IGF-1 levels in humans, and suggest that reduced protein intake may become an important component of anticancer and anti-aging dietary interventions. |
“Эти результаты демонстрируют, что, в отличие от грызунов, долговременное жесткое ограничение калорий не сокращает концентрацию IGF-1 в сыворотке и отношение IGF-1/IGFBP-3 у людей. В дополнение, наши данные поддерживают свидетельства, что потребление белка является ключевым детерминантом уровня циркулирующего IGF-1 у людей и предполагают, что сокращение потребление белка может стать важным компонентом противораковых и противовозрастных диетических вмешательств.”
Таким образом, мало просто есть здоровую пищу и быть аскетичным в еде – крайне желательно чтобы за основу был взят веганский, а может и вегано-сыроедный рацион. И не нужно на 100%, просто как ориентир, к которому ИМХО вполне целесообразны добавки из некоторых групп животных продуктов и вареная пища.
http://golodanie.su/forum/showthread.php?p=998330#post998330